Рекомендации для родителей

 

  Все чаще становится очевидным, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, материальных возможностей. 

Воспитываем в ребёнке толерантность 

    У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

     Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

    В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Черты толерантной и интолерантной личности (см. на страничке «методическая копилка»)

    По сути, толерантность – это умение держать под контролем негативные и агрессивные реакции.

    Задача взрослых - не просто научить детей толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.

    А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать для начала самим относиться к своему ребенку толерантно.

Ø не обижать его;

Ø выслушивать его мнение и считаться с ним;

Ø уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости;

Ø уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Задача – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений;

Ø нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.;

Ø не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

      Как воспитать толерантного ребенка. 

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других.

2 . Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летние лагеря, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.

5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья в нашей стране может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т.д., но посещение исторических мест России по бюджету почти каждому.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т.д.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее. 
 


Без сомнений, основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье. Ребенок не просто копирует поведение родителей, он слышит все их комментарии и делает выводы. Если родители с презрением отзываются о других людях, объединяя их по общему признаку вероисповедания, расы, национальности, материального достатка и т.д., то учить ребенка толерантности просто бесполезно.







 


Перед Новым годом многие дети живут в предвкушении самой настоящей сказки: утренник, елка,  сказочные герои… Но взрослым, не следует забывать о том, что некоторые дети (особенно дети до 3 лет) подвержены страху Деда Мороза и Бабы Яги.

 

Какие причины приводят к страху Деда Мороза и костюмированных героев

В раннем возрасте страх Деда Мороза, Бабы Яги  связан со страхом чужих взрослых, которые необычно себя ведут. Так у детей до 3 лет начинает проявляться реакция на внешнюю угрозу. Страхи, не влияющие на общее самочувствие ребенка, относятся к категории возрастных. Также негативная реакция может проявляться у детей с ослабленной нервной системой.

Испугаться на  новогоднем утреннике может ребенок, родители которого используют образ Деда Мороза в качестве регулятора поведения. Например, родители говорят ребенку: «Если ты плохо будешь себя вести, Дед Мороз рассердится и не принесет тебе подарок», «Дед Мороз заморозит посохом, заберет». В этом случае у ребенка происходит подмена образа, и впечатлительный ребенок начинает испытывать стресс даже от мысли о  новогоднем утреннике. Когда ребенок не перерастает» возрастные страхи, это может свидетельствовать о проблемах в отношениях внутри семьи, слабости нервной системы или отклонениях в развитии. Среди семейных факторов, которые провоцируют невротические страхи, - эмоциональная холодность мамы при высоком уровне требований к ребенку, чрезмерная опека, конфликты в семье.

  Как  предупредить негативные эмоции ребенка от новогоднего праздника  и подарить ему ту самую волшебную сказку?

Перед праздником обязательно расскажите ребенку о том, кто такой Дед Мороз, где он живет и чем занимается, о том, что он очень добрый и любит детей. Напомните малышу, что это именно он приносит подарки на Новый год. Также ребенку будет легче воспринять образ Деда Мороза, если он будет знать, как тот выглядит. Не забудьте упомянуть о красной шубе и большой белой бороде, о посохе и мешке с подарками. Хорошо если свой рассказ Вы построите в виде сказки – для дошкольников это оптимальная форма восприятия новой информации и в то же время возможность окунуться в атмосферу новогодних чудес еще до начала самого праздника. А сказку можете проиллюстрировать открытками с изображением Деда Мороза.

Полезным будет почитать вместе с ребенком сказки и посмотреть мультфильмы с участием Деда Мороза, например, «Дед Мороз и лето», «Дед Мороз и серый волк» и пр. На следующем этапе Вы можете предложить ребенку нарисовать Дедушку Мороза (в зависимости от его возраста). Если ребенок еще не умеет рисовать, нарисуйте его вместе с ним, Это также поможет ему свыкнуться с образом этого персонажа, поскольку рисование, как и игра, – это естественный способ переработки информации в дошкольном возрасте.

Для того чтобы предвосхитить негативные эмоции ребенка от вида загримированных и переодетых актеров на празднике, Вы можете устроить дома мини-карнавал. Пусть члены Вашей семьи, и обязательно взрослые, попробуют войти в образ сказочных героев. Подключив фантазию, вы без труда задействуете для этого старые шляпы, шали, плащи и юбки. Поощряя инициативу ребенка, разукрасьте вместе с ним лица гримом. Попробуйте устроить импровизированное представление. Эта игра не только наверняка порадует Вашу семью, но и станет своеобразной «прививкой» против страха ряженых. 

«Елка» не должна стать для ребенка сюрпризом. Накануне детского утренника обязательно расскажите ребенку в общих чертах о том, что и как будет происходить. Это нисколько не снизит яркости впечатлений ребенка от представления, а только подготовит его к этим событиям.




19 января 2021 года


 Часто родители сравнивают своего ребенка с его сверстниками и переживают, что он еще не умеет так хорошо говорить, как соседский Петя; плачет чаще, чем старшая сестричка; у него много страхов или, наоборот, он ничего не боится, а зачастую, просто не управляем, не то, что спокойная девочка, живущая напротив. Сравнивая детей, родители забывают, что каждый малыш уже с рождения индивидуален.

Темперамент – основа поведения

Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от темперамента. Тип темперамента определяется генами, то есть является врожденным. Еще в 5 веке до нашей эры Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве. 

    Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании,так как мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у ребенка комплекс неполноценности. 

    В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладающим является один тип. 

   

Итак, четыре типа темперамента

Сангвиник

    Ребенка-сангвиника отличает выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но ребенок быстро утешается, не злопамятен. Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрый, не жадный. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать своего ребенка то, что он не захочет сам. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Ребенок склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться; находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой. Печалится редко, легко поднять ему настроение. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве). 


 Холерик

    Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет (достать вашу любимую вазу с полки или построить башню из кубиков), при этом проявит удивительную изобретательность. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, которая очень развита. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; выразительная мимика. Основное настроение—жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; может быть несдержан. Легко приходит в ярость, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: ребенок  неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. Спит мало, просыпается рано; в еде неразборчив, ест «на лету», «кусочничает». При воспитании маленького холерика от вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Дома должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. Полезны занятия спортом, подвижный образ жизни. Учите ребенка проигрывать, думать над своими поступками. Читайте книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других!!! 


 Меланхолик

    Ребенок-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. Например, несколько минут назад он увлеченно рисовал, и вот уже горько плачет. Из-за чего? Может, рисунок не получился или карандаш сломался. Ребенку нетрудно найти повод для огорчения. Плачет часто, долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого ребенка часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречается именно у меланхоликов. Во время адаптации к детскому саду часто наблюдается регресс в развитии (ребенок «скатывается» назад, забывает многие умения и навыки). Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей. При воспитании такого ребенка главное – такт и терпение. Он очень медленно учится, потому что боится нового, везде ему мерещатся трудности и опасности, при возникновении проблем сразу опускает руки. Вместо того, чтобы переживать, что ребенок упадет с горки, вам придется уговаривать его залезть туда. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Они не публичные люди, отказываются выступать на утренниках, отвечать у доски. Любое замечание, плохая оценка приводят ребенка в отчаяние. Поэтому вам придется постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; приучайте к критике постепенно, ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите ребенка за другие достижения или просто за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь. Помните, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для  ребенка- меланхолика, от этого он может даже заболеть. У ребенка в семье должен быть  близкий человек (мама, папа, бабушка) или домашнее животное, которому он мог бы полностью довериться, постоянно получать от него тепло и внимание.



Флегматик

  Ребенок-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Малыш двигается мало, может целый день просидеть в одиночестве, играя с любимой машинкой. Не стоит его беспокоить, он вряд ли согласится на предложение поболтать или поиграть в другую игру. У флегматика несколько любимых игрушек, он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Ест много, не привередлив. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, когда начинаете посещать детский сад или просите поздороваться с тетей на улице. Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых в семье правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вы собираетесь идти гулять, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно одеваться, торопить бесполезно, лучше выделите побольше времени. Вообще, ребенок-флегматик все делает медленно, в том числе и учится. Он не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать не утомляясь. Главное – не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Хорошо развита долговременная память, т.е. долго помнит выученные стихи, песенки, новое учит долго и с трудом. Дети считают его скучным, но с удовольствием играют с флегматиком в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери) Родителям полезно развивать творческую фантазию (творите вместе, сочиняйте), приветствуются занятия вышиванием, музыкой, лепкой, рисованием. Не слишком рано отправляйте спать на ночь, не давайте пересыпать днем, пусть ребенок больше двигается, занимайтесь закаливанием. 



  Изменить темперамент невозможно, поэтому взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. 

 

 

26 февраля 2021 года


« Кто такой гиперактивный ребёнок, «и с чем его едят?»

Такого ребенка всегда и везде слишком много, он слишком активен, его слишком хорошо и далеко слышно, его слишком часто     видно  абсолютно повсюду. 

                                           (Г. Ломакина)

Педагоги, и родители довольно часто в последнее время встречаются с нарушениями в поведении у детей. Нарушения в поведении могут быть вызваны различными причинами, и одной из них является  синдром дефицита внимания  и гиперактивности (СДВГ). Причем, гиперактивность среди мальчиков наблюдается в 4-6 раз чаще, чем у девочек. В настоящее время бытует мнение среди педагогов и родителей, что гиперакивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей.

Из-за неспособности освоить разнообразные правила и следовать им такой ребенок невольно становится нарушителем дисциплины, вызывая неудовольствие,  как родителей, так и педагогов.

Гиперактивность у  ребенка часто замечается взрослыми уже  в возрасте четырех лет. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном возрасте. В этот период начинается переход от  ведущей игровой к ведущей – учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата.  Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка.  

               Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем»«весь на шарнирах»...



Признаки гиперактивности у детей

 

Ø  Особенно непослушными являются руки гиперактивного ребенка, поскольку они все время что-то трогают, ломают, бросают. Такой ребенок постоянно находится в движении, он не может спокойно ходить, постоянно куда-то бежит, прыгает.

Ø Такие дети очень любопытны, но их любопытство сиюминутно, они не стараются увидеть больше, поэтому редко улавливают суть. Любознательность гиперактивному ребенку не свойственна, он совсем не задает вопросов «почему»«зачем». Но если вдруг задает, то забывает выслушать ответ на него.

Ø   Несмотря на постоянное движение, в котором находится ребенок, все же у него существуют некоторые нарушения координации: неловок, неуклюж, в движении часто роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело гиперактивного ребенка постоянно в синяках, царапинах и шишках, но вывода из этого он не делает, и снова набивает шишки на том же самом месте.

Ø  Характерными чертами поведения такого ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность.

Ø   Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена.

Ø   Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна. Обычно такой ребенок в дневные часы не спит, даже в младенчестве, ночной же сон очень беспокойный.

ØНаходясь в общественных местах, такие дети сразу привлекают к себе внимание, поскольку все время что-то хватают, трогают и совершенно не слушают родителей.

ØГиперактивные дети не могут с ответственностью подходить к выполнению каких-либо поручений, помогать взрослым. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Со временем ситуация только ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу.

ØГиперактивные дети интеллектуально хорошо развиты, об этом говорят результаты тестирований. Но во время занятий гиперактивный ребенок испытывает трудности в выполнении заданий, поскольку ему сложно сосредоточиться, организовать свою работу. Гиперактивные дети довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Обычно их работы выглядят неряшливо, с большим количеством ошибок.

ØГиперактивным детям часто свойственна импульсивность, которая проявляется в том, что ребенок часто что-то делает не подумав, на занятиях он не может дождаться своей очереди, постоянно перебивает других, часто отвечает невпопад на задаваемый вопрос, поскольку не выслушивает его до конца. Во время игр со сверстниками часто не следует правилам, из-за чего возникают конфликтные ситуации с участниками игр. 

ØГипеактивный ребенок с нарушением функции внимания несобран, не в силах самостоятельно довести выполнение задания до конца, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, которая не приносит сиюминутного удовлетворения, часто отвлекается с одного занятия на другое.

  

К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Но нарушения функции внимания и импульсивность, как правило, сохраняются вплоть до взрослого возраста. Однако при этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, сложностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

 Причины гиперактивности

-    генетические (наследственная предрасположенность);

- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

До сих пор никто точно не может сказать – в какой мере  синдром дефицита  внимания и гиперактивность является результатом  органического повреждения головного мозга, а в какой результатом неправильного воспитания в семье

 Как помочь гиперактивному ребенку?

 1. Ребенок не должен испытывать тактильного «голодания», а значит, как можно чаще обнимайте, гладьте, целуйте и прижимайте его к себе. Поглаживания, растирания, легкие касания и общий массаж без энергичных приемов (похлопывания, щипки и тому подобное) прекрасно успокоят и расслабят непоседу.

2. Все попытки ребенка заняться каким-либо делом, требующим от него усидчивости и концентрации, должны обязательно подкрепляться похвалой с вашей стороны. Ребенку  также помогут четкие и короткие инструкции, так что во время его занятий старайтесь быть поблизости, чтобы своевременно поддержать его внимание.

3. В игровых занятиях надолго удержать внимание ребенка помогут ваши артистические способности. Учитесь воплощаться в различных сказочных героев, подражать животным, модулировать голосом, изображая тех или иных персонажей, «озвучивайте» игрушки и просто предметы из окружения — все это поможет вам увлечь ребенка. Не забывайте о перевоплощении (играйте голосом, когда читаете сказки).

4. Внимательно наблюдайте за естественным биоритмом ребенка, чтобы выбрать оптимальное время для занятий. Чаще всего более плодотворны утренние занятия, поскольку в это время ему гораздо легче сосредоточиться. Однако это наблюдение не обязательно относится к вашему непоседе, так что он, возможно, предпочтет соединить занятие с вечерней прогулкой.

5. Заняв ребенка каким-либо делом, постарайтесь не пропустить момент, когда он начинает уставать или отвлекаться (это может произойти уже через 5 минут). Обязательно дайте ему возможность активно подвигаться, разрядиться и только потом мягко, но настойчиво верните его к начатому. Ребенок будет увлеченно продолжать то, что начал, если вы в это время расскажете ему что-нибудь интересное или увлекательное, например сказку,  про разбросанные игрушки или поучительную историю из своего детства.

6. Похвалы и обещанные вознаграждения не стоит надолго откладывать. Сдерживая свое слово, вы личным примером будете побуждать ребенка действовать так же.

7. Чтобы упорядочить хаотичную деятельность ребенка, определите для него цель, выяснив ее у самого же малыша при помощи множества вопросов. При этом,   обратите внимание, что вопросы «где?» и «куда?» не подойдут для тех, кому нет еще двух лет, а «почему?» и «зачем?» годятся только для трехлеток и тех, кто постарше.

 8. Координируя деятельность ребенка, не лишайте его выбора. Всегда спрашивайте его, во что он собирается играть или чем решил заняться. Ваша задача — просто помочь ребенку как можно дольше сохранять интерес к тому, что он решил делать. Помните, что даже полминуты, добавившиеся к привычной длительности занятия, — это уже успех.

 9. В воду для вечернего купания полезно добавлять отвары лекарственных трав или травяных сборов с успокаивающим действием (мята, мелисса лимонная, валериана, лаванда, ромашка, 1-2 капли лавандового масла, если исключена вероятность аллергической реакции) или пенку для ванны с экстрактами упомянутых лекарственных растений. 

Чего не стоит делать родителям

Чтобы не усугубить психическое состояние своего ребенка, избегайте следующих вещей:

1. Чрезмерно увлекаться различными методиками раннего развития и загружать ребенка интеллектуальными задачами и сложными физическими упражнениями.

2. Пытаться усмирить его повышенной требовательностью и лишать заслуженной похвалы, если ребенку все же удалось немного упорядочить свои действия,  и он собрал все игрушки, увлеченно помогал вам лепить пельмени или ни с кем не рассорился во дворе.

3. Срываться на ребенке, если он своими шалостями окончательно вывел вас из терпения. Всегда напоминайте себе, что вас злит не ребенок, а его поступки.  Гнев — это ваше поражение, в гневе вы фактически беспомощны, хотя и опасны для своего ребенка. Если конфликтная ситуация произошла в общественном месте, не дайте себе «завестись» из-за недовольства окружающих. Хладнокровие сохранит вашу способность быстро реагировать, маневрировать и переключать активность ребенка.

 4. Подавлять природную подвижность и живость ребенка. Если вы не уверены, что справитесь со своим чадом «мирным путем», на первых порах избегайте ситуаций, требующих от ребенка бездействия или ограничивающих свободу действия и перемещения:

• долгих телефонных разговоров — вы всё сможете обсудить вечером или когда с малышом будет кто-нибудь из домашних;

• длительных поездок в общественном транспорте — такси (возможно, на часть маршрута) хоть и обойдется дороже, однако и вы и ребенок сбережете силы и хорошее настроение;

• очередей — по возможности договаривайтесь о предварительной записи на прием или время от времени покидайте помещение, чтобы где-нибудь пройтись и развлечь ребенка;

• долговременных походов по магазинам или на рынок — поручайте основную часть покупок домашним или доверьте присмотр за ребенком близким при условии, что он спокойно переносит ваше отсутствие в течение 2-3 часов.

Соблюдайте нижеприведенные рекомендации для того, чтобы помочь ребенку стать более собранным и направить его энергию в «мирное» русло.

 

  Почитайте по теме:


Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой (Г. Ломакина) 

 Описание книги

Автор доступным языком расскажет вам о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Вы узнаете: как определить, что поведение вашего ребенка выходит за пределы допустимой нормы; к какому специалисту обращаться, и надо ли вообще идти к врачу; стоит ли отправлять чересчур непоседливого малыша в садик, как подготовить его к школе. Чтобы направить неуемную энергию своего чада в правильное русло, вы можете занять его множеством увлекательных и развивающих игр, приведенных в  книге.


10 апреля 2021 года


СКОРО В ШКОЛУ


              Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Взрослые также держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.


Компоненты психологической готовности детей к школьному обучению

Интеллектуальная готовность -  под которой понимают достаточный уровень сформированности познавательных процессов. Наибольшее значение здесь придается сформированности наглядно-образного и логического мышления; уровню развития воображения, произвольного внимания, образной и смысловой памяти (то есть структурам интеллекта).

Мотивационный компонент - сформированность мотивов учения. Здесь же выделяется важность представления ребенка о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей. 
Эмоционально-волевая готовность - предполагает достаточно развитый уровень регуляции поведения, умение преодолевать «непосредственные импульсы», контролировать свои действия. 
Готовность к общению с одноклассниками и с учителемРодители, готовя ребенка к школе, учат его, в первую очередь, читать, считать и писать. К сожалению, эти навыки не в первую очередь нужны «среднему», поступающему в обычную школу ребенку. Читать и считать даже не умеющего ребенка довольно быстро и эффективно научит учитель.

Итак, чему учить до школы и к школе?

 Прежде всего, необходимо играть с ребенком в игры с правилами. Да, да, именно играть! Это непременно разовьет в вашем ребенке стремление к соревновательности, умение соподчинять свои, пока еще во многом импульсивные желания интересам команды, научит через речевые приказы общаться с другими детьми и со взрослыми. Также разовьет внимательность, усидчивость, общительность, умение управлять собой и другими, одним словом  - произвольность поведения.


 НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?

Для подготовки детей к школе большую роль играет не только общий эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие родителей с детьми, но и содержание общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника.

 Общение - это сложный процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

 Вступая в произвольное общение со взрослым, ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу общения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания. Все эти качества необходимы ребенку в школьном обучении. В старшем дошкольном возрасте наблюдается несколько форм общения, отличающихся по своему содержанию. Это так называемое деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Такое общение родителей с детьми в совместной деятельности является важным каналом обогащения практического опыта ребенка и подготовки к школе. Сотрудничество со взрослым развивает ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, организовать взаимодействие в процессе деятельности, обсудить полученные результаты, добиться взаимопонимания.

Важную роль в подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым, к которому активно прибегают дети старшего дошкольного возраста



Это обсуждение широкого круга вопросов, волнующих детей: о животных и их происхождении, о странах далеких и близких, о технике, о прошлом и будущем. В познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание как на серьезного собеседника, интересы которого уже выходят за рамки детского сада.

Чтобы поддержать стремление к такому общению, родителям необходимо внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, находить ответы, а там, где это возможно, направлять детей на поиск самостоятельного ответа («Понаблюдай! Проверь! Подумай!»). Главное, не заглушить любознательности детей, направить их интерес на познание разных сторон действительности. Познавательное общение, переплетаясь с соответствующей практической, поисковой деятельностью ребенка, направляемой родителями, становится условием формирования познавательных интересов, познавательной активности, без которых школьное обучение не может стать для детей увлекательным и успешным.

Становится очевидной необходимость целенаправленно развивать личностное общение с дошкольниками

Специально привлекать детей к обсуждению вопросов личного характера: о тех или иных событиях их жизни, о запомнившихся случаях из раннего детства, о планах на будущее, о различных поступках сверстников, высказывать свои предположения о том, почему люди поступают так, а не иначе, какие чувства они испытывают, совершая те или иные действия, о чем мечтают.

Сотрудничая с ребенком, взрослый должен проявлять доверие и уважение к нему

Он не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советуется с ним. Иногда родители должны специально принимать на себя роль недостаточно осведомленного, и ребенок разъясняет ему, как правильно решить задачу, вызвавшую затруднение. Нередко они преднамеренно должны делать ошибку, ребенок заметит и исправит ее. В таких отношениях у дошкольника пробудится уверенность в себе, стремление к самостоятельности, творчеству, доверие к взрослому.

Дети должны быть подготовлены к совместной со сверстниками деятельности:

v уметь слушать и не перебивать другого;

v помочь товарищу в трудный момент;

v не только уметь считаться с желаниями других, но и отстаивать свою правоту, если она соответствует установленным нормам и правилам поведения. 



Привычки нравственного поведения, гигиенические, культурные и учебные навыки, выработанные в семье, позволят семилетнему ребенку «бескризисно» перейти в новый период его жизни. 

Очень важно, чтобы у детей ко времени поступления в школу уже были сформированы желание учиться, интерес к знаниям, радость от узнавания нового. На этой основе в процессе учебной работы ребенка в школе у него могут быть воспитаны глубокие и устойчивые познавательные интересы и радость от плодотворного и систематического умственного труда.

 Не «натаскивайте» ребенка. Готовьтесь с ним к школе вместе, чтобы процесс шел просто и естественно в игровой форме, интересной вам обоим.





14.11.2021 г.

Воспитываем в детях толерантность. Почему так важно говорить о расизме и терпимости?


В последнее время мы всё чаще замечаем проявления агрессии, озлобленности и жестокости у наших детей. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной массы: имеет другую национальность или особенности развития, носит очки или исповедует мусульманство.


Поэтому сегодня мы  вновь поговорим о такой важной теме, как воспитание толерантности у подрастающего поколения. 

Что такое толерантность? 

Согласно этому документу, толерантность – это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев. Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету кожи, религии и другим признакам.

Основный принцип толерантности звучит так: «Я вижу, что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это».

Быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию.

Что должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям? 

Даже для взрослого человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом с собственным ребёнком.

 Чем дольше родители откладывают такой разговор, тем выше вероятность, что у ребёнка сформируются собственные убеждения под влиянием общества. И нет гарантии, что он будет проявлять терпимость и уважение к людям другой национальности.

Для малышей естественно выбирать партнеров для игр с таким же цветом кожи, как их собственный. В то же время в 3-4 года они уже начинают обращать внимания на расовые различия. Например, ребёнок на улице может сказать: «Мама, смотри, этот мальчик чёрного цвета!». Или: «Почему у этой девочки такие узкие глаза?».

Эти советы помогут вам:

 Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас

Обсудите с ребёнком, как важно не просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.

 Список мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с ребенком:

Мультфильмы про расовые различия:

1.     «Зверополис» (2016, США).

2.     «Каникулы Бонифация» (1965, СССР).

3.     «В порту» (1975, СССР).

4.     «Дружба народов» (2015, Россия).

Мультфильмы про толерантное отношение к детям с особенностями развития:

1.     «Аккуратная история» (2014, Россия).

2.     «Подарок» (2015, Германия).

3.     «Про Диму» (2016, Россия).

4.     «Кастрюлька Анатоля» (2014, Франция).

5.     «Струны» (2014, Испания).

6.     «Тамара» (2013, США).

7.     «Необычный младший братик» (1995, Франция).

8.     «Мой братик с Луны» (2007, Франция).

 Если ребёнок обращает внимание на национальные или расовые различия других детей, сделайте акцент на этом моменте

«Да, у этого мальчика действительно темная кожа. Девочка Маша из твоей группы носит очки, а у нашей соседки Асемы узкий разрез глаз. Мы все разные, и это здорово!».

Только научите его не высказываться публично и не показывать на людей пальцем, это некультурно и невежливо по отношению к ним.

 Будет полезно, если вы приобретете для ребёнка набор кукол или фигурок разных рас и национальностей

И заодно расскажите об их традициях и обычаях. Также можно купить красочные книги с картинками об истории народов мира.

Ваша основная задача – познакомить ребёнка с миром, где живёт огромное множество людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. Это будет первый шаг ребёнка на пути к доброте и толерантному отношению ко всем, кто его окружает.


 Воспользуйтесь советами:  

1.  Не ждите, что у ребёнка без вашего участия сформируется правильная позиция по отношению к людям другой национальности или имеющим особенности развития. Не сформируется. Более того, это закон природы – отвергать того, кто чем-то отличается. «Чужой» равно «плохой». Кроме того, в современном мире эту мысль пропагандируют многие СМИ и общественные организации.

2.    Важно донести до детей мысль не только о том, что все мы разные, но и о том, что все мы одинаково заслуживаем уважения и имеем право гордиться своей культурой.

3.  Вспоминать историю Холокоста нужно! Только так вы сможете заложить в ребёнке адекватное отношение к опыту прошлого и взгляду в будущее.

4.    Если вы позволяете себе едкие комментарии в адрес людей другой расы или национальности, будьте готовы к тому, что сын или дочь будет брать с вас пример.

5. Объясните ребёнку, что другом и хорошим человеком может быть представитель любой нации. Равно как и совершить плохой поступок может любой.

6.  Ребёнок должен знать особенности и традиции своей культуры, отмечать национальные праздники, почитать свой народ.

7.     Всегда будьте готовы к честному и открытому разговору на тему терпимости и нетерпимости.

8. Лучший способ сформировать у ребёнка толерантное отношение к окружающим – самому стать примером. Будьте добры и милосердны, относитесь с уважением ко всем людям, независимо от их национальности.

 Воспитывая в детях толерантность, мы учим их не только уважению и терпимости, но и даём им возможность изменить этот мир к лучшему!


 11.01.2022 года


ВНИМАНИЕ! ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ!

Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.



 

Агрессивное поведение в детском возрасте – достаточно обычное явление

 

Агрессия ребёнка может быть направлена:

Ø  на окружающих людей вне семьи (на педагога, сверстника);

Ø  на близких людей;

Ø  на животных;

Ø  на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

Ø  на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

Ø  на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

 

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство.
"


Формы проявления агрессии у детей разного возраста

 

Ø  Младенцы часто проявляют гнев, если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь.

 

Ø  Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками – то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии – упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей.

 

Ø  Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности – на 3 года

Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью.

 

У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение.

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается доброжелательным, терпеливым объяснением правил поведения. В качестве наказания могут быть использованы лишение поощренийвременная изоляция от сверстников, а не физическое наказание и демонстрация враждебного отношения.

 

В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

 

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

просто "не замечайте" реакцию ребёнка;

выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".


КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению.

 

Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.

 

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

"Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
"Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
"Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

"Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

"Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

 

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

не повышать голос, не кричать, не устрашать;
не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
не оценивать личность ребёнка или его друзей;
не использовать физическую силу, не угрожать;
не читать нотации, проповеди;
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

 

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

"Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.

 

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера").

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

 Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:


игнорирование;
переключение внимания;
"изящный уход".

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. 

 

Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.



17.01. 2022 года


«Нездоровый симбиоз матери и ребёнка. Как разорвать?»

 «Основные типы искаженного родительского отношения – симбиоз и депривация – рассматриваются в настоящее время как психологическое насилие». Эта мысль, высказанная в известной книге И. Малкиной-Пых, заставляет по-новому взглянуть на симбиотическую пару «мать-дитя» и понять, почему «единственные» дети и «свет очей» своих матерей претерпевают столько трудностей на своем жизненном пути.



В сущности, в основе симбиоза с матерью лежит ее недоверие к силам и потенциалу своего ребенка. Отношение к ребенку как к объекту подразумевает отсутствие учета его истинных, а не навязанных интересов, неуважение к его границам, авторитарное навязывание собственных установок, непреложное знание, «как сделать правильно». Мать не позволяет ему развиваться, а многое делает вместо него, тем самым, привязывая к себе.

Как предотвратить формирование симбиотических отношений?

Здесь многое зависит от матери. Ей важно четко понимать, сколь опасно для обоих растворяться друг в друге. Поможет материнская установка: «Он должен уйти». Ребенок не собственность мамы и когда он уходит вовремя, после совершеннолетия в свою жизнь, значит, все сделано правильно. Парадоксально, но мать должна поставить себе цель: сделать все, чтобы ее совершеннолетний ребенок ушел. Искусству отпускать, мать будет учиться много раз: с достижением 1 года, когда захочется подхватить, чтобы малыш не упал, во время знаменитого кризиса 3 лет, когда впервые начинает звучать «Я сам», с поступлением в первый класс, с появлением друзей, которые станут важнее и значимее матери на какой-то момент, с зарождением первой любви, поступлением в вуз, женитьбой. Отпускать нужно будет даже с появлением внуков, когда захочется подсказать, наставить мудрым советом.



Если вы замечаете во взаимоотношениях со своим ребёнком нездоровую симбиотиескую связь, то воспользуйтесь следующими рекомендациями:


1. Обратите внимание на то, как вы говорите. Произносите слово «мы» только тогда, когда без него не обойтись (вместо «мы ходили в магазин» пусть будет «я и "имя ребёнка" сегодня ходили в магазин»). Чаще называйте ребенка по имени, говоря с ним или о нем.

2. Составьте с ребенком списки ваших и его вкусов и предпочтений в разных областях, обсудите различия (разумеется, никак не оценивая вкусы ребенка).

3. Спрашивайте разрешения, чтобы воспользоваться вещами, принадлежащими ребенку (и будьте готовы к отказу).

4. Предоставляйте ребенку выбор там, где это возможно (там, где вы будете согласны с любым его выбором). Предоставляйте ему инициативу в выборе времени и места развлечений, когда это возможно. Если вы видите, что он задумался и не может выбрать сразу, сделайте паузу и дайте ему время.

5. Начните вести подробный дневник вашей жизни с ребенком. В конце дня анализируйте все те ситуации, где вы что-то делали за него или помогали ему делать. Мог ли он сделать это сам, без вашей помощи?

6. Вместо того, чтобы сразу делать что-то за ребенка, делайте паузу, чтобы дать ему возможность попробовать самому. Если вы видите, что у него не получается, предложите помощь или совет на словах.

7. Проанализируйте с помощью дневника ваш с ребенком тактильный контакт в течение дня. От кого исходит инициатива? Кому в тот или иной момент были нужны объятия? Ребенку, например, для утешения, или вам?

8. Постепенно сокращайте вашу инициативу в тактильном контакте, отказываясь от тех прикосновений, которые нужны вам, а не ребенку. Но не отказывайте в нем ребенку. Объясните ему, что он может приходить к вам обниматься, когда захочет.

9. Предоставьте ребенку отдельное пространство. Кроме отдельной кровати, у него должна быть своя комната или угол в комнате. Свое – это значит, что только он может решать, как оно будет устроено. Порядок или беспорядок в его пространстве – только его ответственность (скорее всего сначала там будет беспорядок).

 

Матери будет проще, если у нее будет насыщенная собственная жизнь: работа, занятия, увлечения, другие дети, интересы. И ребенку тоже важно уметь без чувства дискомфорта быть одному, размышлять, заниматься тем, что ему интересно. А когда он будет видеть пример живой, активной, интересующейся мамы, он впитает эту модель и, повзрослев, станет тоже заниматься активной самореализацией – это и есть жизнь в полную силу.






«Мама, я боюсь»: как избавить ребенка от детских страхов

КТО ТАКИЕ «БАБАЙКИ»

Многие люди наверняка слышали о том, что страхи нужны и важны для выживания каждого живого существа. Человек — не исключение. Но как же понять, где заканчивается инстинкт и начинается неподвластные ребенку тревога, паника или невроз. И главное: как не усугубить ситуацию и естественный страх не довести до диагноза?

Боятся все: кто-то в большей степени, кто-то — меньше... Но проблема в том, что страхи могут стать навязчивыми, невротическими и даже паническими.

 «Есть страхи, которые до определенного возраста являются нормой. При гармоничном развитии ребенка они сами исчезают. Малыш в возрасте от года до двух лет может бояться расставания с родителями, незнакомых людей, медицинских работников. Кстати, боязнь расставания и страх остаться одному больше свойственны для единственного ребенка в семье. Когда в жизни малыша появляются первые „нельзя“, у него увеличивается боязнь наказания со стороны родителей» (Диана Аветисян).

У дошкольников есть три самых распространенных страха: одиночество, замкнутое пространство и темнота. Дети с 6 до 7 лет чаще всего опасаются потери родителей, смерти и физического насилия. Еще в этот период прогрессируют страхи перед животными, «страшными» персонажами сказок и героями фильмов.



КОГДА СТРАХ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ БЕЗОБИДНЫМ

Как правило, у ребенка, который боится, не один, а целый комплекс страхов. Иногда их обнаружить достаточно сложно. Здесь необходимо сосредоточить внимание на поведении ребенка. Бывает, что страхи сопряжены с определенной ситуацией, они не нарушают качество общения с окружающими. Например, ребенок боится высоты и поэтому отказывается кататься на каруселях. Тогда нужно спокойно вести себя с ним, не усугублять страх. По мере взросления они исчезнут.

Если ребенок стал боязливым, вздрагивает от любого шороха, сторонится общения с родителями или сверстниками, или у него нарушается сон, появляются навязчивые мысли, движения, — тогда нужно действовать незамедлительно. Скорее всего, ребенок страдает от какого-то страха. Когда страх длится более четырех недель или он усиливается и сопровождается комплексом разных симптомов, это повод обратиться за помощью к специалисту — психологу, психиатру или неврологу.

Что родитель может сделать, чтобы не допустить грустных последствий от распространения страха.

ОТДЕЛЯЕМ РЕАЛЬНУЮ ОПАСНОСТЬ ОТ НАДУМАННОЙ

 

·            Меньше сами бойтесь и перестаньте пугать детей. Проработайте собственные преувеличенные страхи и чрезмерную тревогу (взрослому человеку это делать лучше со специалистом).

·         Мама, которая боится высоты, вряд ли спокойно расскажет о правилах безопасного поведения перед обрывом. Доверьте этот разговор папе или другу. А вот про Айболита и врачей вы можете спокойно и сами рассказать, например, поиграйте с ребенком в больницу.

·         Не усиливайте детские страхи таким фразами и угрозами: «Оставлю в темной комнате...», «Стой, там обрыв или очень высоко...», «Не трогай, а то разобьёшь, поломаешь...», «Не ходи без мамы, не отходи от мамы...», «Закрою в комнате, будешь знать...», «Отдам чужому дяде или тете...», «Заберет Баба-Яга...», «Поедем к доктору, пусть укол сделает...» и так далее.

·         Обо всех потенциально опасных ситуациях лучше говорить заранее. Их можно проиграть с куклами, через сказки, личные истории-примеры или через любимых детских героев. Подойдут и некоторые мультики (только следим за временем и обсуждаем с ребенком сюжет). Способ обсуждения зависит от возраста ребенка. Главное, чтобы у родителя было желание освободить своего ребенка от страхов, а у ребенка было желание играть или слушать

.

·              Не уходите из дома, не предупредив ребенка, даже если он плачет при вашем уходе. Объясните ему, куда уходите и когда вернетесь.

 «Главное для родителя — это принять страх ребенка и разделить его, а не говорить, что это ерунда. Если развитие ребенка позволяет, то можно попросить его вспомнить, когда он первый раз испытал этот страх. Обсудить нюансы той ситуации, рассказать о своем отношении к ней, поделиться опытом. И начать разговор необходимо с фразы: „Я тебя понимаю...“».



 КТО ПРЯЧЕТСЯ В ТЕМНОТЕ

Страх темноты является одним из самых распространенных среди детей и подростков. Специалисты советуют использовать некоторые приемы его профилактики и коррекции в домашних условиях.

Задайте ребенку вопросы:

1.      Давай, пока идем в твою комнату, прислушаемся к звукам. Что ты слышишь?

2.      Почему бывает темно, как думаешь? Зачем нужна ночь?

3.      Кто сейчас здесь уже спит? Муравьи, паучки?

4.      А кто не спит ночью, какие животные?

5.      Что можно увидеть только, когда темно (звезды, луна, светлячки, салют)?

6.      Как бы ты успокоил мышонка, который боится темноты? Чтобы ты ему сказал?

Как еще можно избавить ребенка от страха темноты

 

·        Игра. Давай мигать фонариками из разных комнат: мама — из своей, ребенок — из своей. Можно придумать свою сигнальную систему. Это можно сделать ежедневным ритуалом перед сном.

·        Игра. Давай, в темного потрогаем эту дверь: она такая же, как и днём, при свете? А эта тумбочка, вешалка?

·       Обследуем дом с фонариком: заглядываем под кровать, по углам, в шкаф. Обсуждаем детали. Что ночью выглядит иначе, что остается таким же?

·       Нарисуем любимого героя в темноте и придумываем с ребенком историю о том, как он помогает друзьям рисуем страх и предложим ребенку сделать с ним то, что он захочет: порвать, переделать в положительного героя, дорисовать, чтобы получился смешной рисунок, сделать из него самолетик и выпустить в окно, смыть в унитаз.

·      Зажечь свечи, рассказать о временах, когда электричества не было.

·      Поиграть в мышонка, который боялся темноты и смелого мальчика, подарившего ему «фонарик-храбарик». Важно, чтобы ребенок побыл и в роли мышонка, и в роли мальчика, и в роли пугающей темноты.

·      Игра «Угадай, что это». Взрослый собирает в пакет несколько предметов из комнаты, потом зовет ребенка, выключает свет и достает по одному предмету. Задача ребенка — угадать, что это и вспомнить, где оно лежало.

Прекрасным дополнением к спокойному отношению к темноте, крепкому сну и уменьшению общей тревожности станет исключение активных игр перед сном. Также важно минимизировать семейные ссоры при ребенке, если негатива не удалось избежать, помириться при ребенке. Помогает справиться со страхом обилие тактильности (обнимашек и целовашек) перед сном.



«Читайте ребенку добрые сказки или истории о смелости, дружбе, полезных привычках. Детей успокаивает „сонная“ мягкая игрушка от мамы. Ее можно сделать из маминых старых вещей, ненужной маминой подушки» (Тамара Баранова)

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не обостряясь и не задерживаясь, если родители уверены в себе, а в семье царит стабильная и спокойная обстановка. Ребенок, который ощущает любовь взрослых, понимает, что он обретет поддержку мамы и папы в любой момент.

 

 

 

 

 





 

 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Интернет-марафон "Подготовка детей и родителей к детскому саду"

"Мир Добра и Толерантности"